Как и зачем пчелы делают мед: его количество и этапы «производства»
Пчелы – уникальные насекомые, производящие мед. Но многим неизвестен процесс добычи продукта. В статье рассмотрены все моменты добычи меда, зачем пчелы это делают, и как нектар превращается в мед. Это особенно интересно будет начинающим пчеловодам, которые хотят заняться разведением насекомых.
Для чего пчелы делают мед?
Мед – пища для всех членов пчелиной семьи. Насекомые питаются им не только зимой, но и в летний период. Когда наступает сезон холодов, обитатели улья откупоривают ячейки и насыщаются калорийным медовым продуктом, который обеспечивает их необходимой энергией.
Затем насекомые начинают активно махать крыльями, что способствует поддержанию оптимального климата в жилище. Растраты полученной энергии на требуемую температуру, требуют от пчел скорейшего восстановления – насекомые нуждаются в пище. Помимо меда, труженицам необходима перга, получившая название «пчелиный хлеб» – она заменяет белок.
В пчелиной семье может числиться более пары тысяч особей, нуждающихся в больших запасах на зиму. За счет того, что насекомые запасливы и предусмотрительны, большая часть пчелиных запасов является ценным продуктом питания для людей. Опытные пасечники, заботящиеся о благополучии своих пчелосемей, оставляют на зиму в улье требуемое количество меда, чтобы труженицы могли прожить до весны и не погибнуть – остальное забирают.
Пчеловоды, думающие только о выгоде, тут же собирают все запасы, а пчел кормят сахаром. Но этот продукт не может стать для насекомых полноценной пищей, поскольку в нем отсутствуют необходимые витамины, минералы и ферменты. Из-за этого пчелы, питаясь сиропом, становятся слабыми, их выносливость и работоспособность значительно снижается. Когда наступают теплые дни, насекомым сложно полноценно приступить к сбору меда.
Витамины, которые содержатся в меде, не только способствуют поддержанию жизнедеятельности организма, но и обеспечивают правильное функционирование секреторных желез, вырабатывающих воск – материал, используемый для строительства сот.
Как пчелы делают мед, и превращают его в нектар?
Прохождение химической реакции способствует превращению нектара в вязкий мед. После того как пчелы возвращаются с полным желудком нектара, рабочие насекомые отсасывают его со рта полевой труженицы своими хоботками. Некоторую часть пчелы оставляют на питание личинкам и молодым особям, но большую часть насекомые пережевывают некоторое время. Это и есть химическая ферментация нектара.
Нектар подвергается воздействию разнообразных ферментов, которые входят в состав слюны пчел, превращаясь в полезную сладость. Когда происходит переработка, лишняя жидкость испаряется, а сахароза, под воздействием специального фермента (инвертазы) расщепляется на фруктозу и глюкозу – они легко усваиваются организмом. Готовая продукция содержит всего 5% сахарозы. К тому же пчелиная слюна обладает бактерицидным действием, благодаря чему запасы могут храниться долгое время.
Для обеспечения испарения влаги труженицы переносят сладкую жидкость в соты, заполняя их на 2/3, затем начинают активно работать крыльцами, чтобы повысить температуру в жилище. Переработанный продукт приемщики помещают в специальные шестигранные ячейки и герметично упаковывают восковыми крышками, что позволяет избежать проникновения воздуха и влаги, ведь это может привести к брожению. В сотах происходит дальнейшее вызревание меда.
После отделения влаги, сироп из нектара становится густым, приобретает консистенцию меда.
Пергу насекомые также помещают в соты. Отличительными характеристиками хранилищ являются их оттенки – медовые соты преобладают темно-желтым, почти коричневым, а перговые – светло-желтым оттенком. Производство длится от 7 до 14 дней. Качество продукции напрямую зависит от содержания влаги: чем меньше воды в меде, тем он качественнее.
В сильную жару к нектару подмешивают сладкую жидкость, выделяемую тлей, которую называют падью. Это стало причиной получения названия такого низкосортного меда – падевого. Также к медовому продукту могут добавлять сладкий сок растений, называющийся медвяной росой. Пища из пади и медвяной росы опасна для пчел, поскольку оказывает негативное воздействие на обменные процессы.
Как пчелы собирают мед можно увидеть в интересном видеоролике. Здесь подробно рассказано о том, как насекомые собирают мед, при помощи чего они это делают, и что происходит дальше:
Этапы добычи меда
Медосбор – основное занятие пчел, потому вся их работа обязательно направляется на то, чтобы обеспечить этот процесс. Для этого все обязанности четко распределяются между всеми членами пчелиной семьи.
Как это происходит:
- Матка откладывает яйца, тем самым обеспечивая продление пчелиного рода. Разведчицы отправляются на поиски медоносов, а рабочие пчелы строят соты, собирают пыльцу и нектар. Даже новорожденные пчелы заняты работой – они кормят личинок, убирают в жилище и поддерживают в нем оптимальную температуру.
- Пчелы добывают нектар из цветов медоносных растений. Труженицы приступают к работе весной, когда начинается цветение растений. Первыми «на охоту» вылетают разведчицы – отлично развитое обоняние позволяет быстро отыскать цветущие растения, взять с них нектар и вернуться домой.
- В жилище пчелы сообщают членам своей семьи, где находится растение, с которого можно собрать нектар. Общаются пчелы своеобразными танцевальными движениями. Далее разведчицы и пчелы-сборщицы отправляются в найденное место.
- Труженицы собирают мед хоботком, который легко проникает внутрь цветка. Вкусовые качества жидкости насекомым удается легко распознать при помощи рецепторов – они расположены на лапках.
- Пчела садится на растение, всасывает нектар хоботком, а задними конечностями, на которых расположены специальные щеточки, приступает к сбору пыльцы, из нее потом делает шарик. Этот комок помещается в особую корзину, находящуюся на голени насекомого. Один такой шарик можно получить после сбора нектара с множества растений.
Пчелы – насекомые, у которых два желудка. В одном из них происходит переваривание пищи, а второй служит в качестве хранилища для накопления нектара – в него вмещается около 70 мг нектара. Но если труженице требуется совершить полет на дальние расстояния, она расходует около 25-30% запасов для восстановления потраченных сил. За день рабочая пчела способна пролетать до 8 км, но дальние полеты могут быть опасны для нее. Оптимальным расстоянием для медосбора считается 2-3 км.
В таком случае насекомое может обработать около 12 гектаров поля. Для заполнения сборника нектара, пчеле требуется облететь около полутора тысяч растений, а для сбора 1 килограмма нектара – совершить от 50 до 150 тысяч полетов.
Во время сбора меда насекомые полностью окутываются пыльцой. Затем после совершения облета, пчелы переносят пыльцу и опыляют цветы, обеспечивая размножение растений и способствуя получению высоких урожаев. После заполнения сборников нектаром сборщицы возвращаются в улей, где передают нектар пчелам-приемщицам. Насекомые занимаются точным распределением: часть оставляют на корм личинкам, остальное отправляют на переработку.
Выработка меда пчелой
Когда в ротовой полости насекомого оказывается нектар, пчела наполняет его своим собственным секретом со слюнной железы. Секрет богат множеством разнообразных ферментов, превращающих нектар в полезный и вкусный медовый продукт.
Особенности разведения и количество меда
Количество собранного меда может сильно разниться в зависимости от региона, расположения пасеки, погоды, породы пчел и ухода за ними, медоносов, растущих вблизи. Если предыдущей зимой было очень холодно, а весна наступила поздно, пчелиная семья соберет намного меньше продукта, нежели обычно. Благоприятные условия (теплый и влажный воздух) способствует сбору большого количества меда.
Особенно на объем медосбора влияет порода пчел. Но при выборе породы требуется принимать во внимание регион и климатические особенности местности. Для одних областей лучше выбирать карпатскую пчелу, для других – среднерусскую. Также на количество полученного продукта воздействует размер и качество улья. Оптимально выбирать многокорпусные домики. При этом требуется обращать внимание на то, чтобы не все соты заполнялись запасами, в наличии всегда должны присутствовать свободные ячейки.
Важно, чтобы пасечник имел опыт в разведении пчел, а также правильно ухаживал за насекомыми. Опытный пчеловод способен держать только сильные семьи и качественных, плодовитых маток. Так он обеспечивает для их жизни, размножения и зимовки оптимальные условия, постоянно следит за корпусом улья и его рамками, устанавливает дополнительные соты, предупреждает роение пчел и при необходимости перевозит пасеку в другую местность, туда, где медоносные травы, кустарники или деревья.
Обычно одна выкачка из улья позволяет получить 13-18 килограмм уникального продукта. При сильно жарком или дождливом лете показатели значительно снижаются – до 10 кило. Благоприятные условия способствуют сбору до 200 кг полезной сладости от одной пчелиной семьи.
Медосбор является основным занятием пчел. Насекомые полностью выкладываются, отдают свои силы на сбор нектара и дальнейшую заготовку медовой продукции. Каждая пчела из большой семьи выполняет определенные функции, но при этом у них остается общая цель – сбор нектара и его переработка в полезный мед.
Как пчёлы делают вкусный и полезный мёд?
Добавить в избранное
Не многие продукты могут соревноваться с мёдом. Это и сладкое лакомство для детей и взрослых, а также целительное лекарство от разных болезней. Его производят только трудолюбивые пчёлы. В статье ниже кратко рассмотрено, как насекомые вырабатывают мёд, и зачем им это нужно.
- Полезные качества мёда
- Зачем пчёлы заготавливают мёд?
- Этапы создания мёда
- Сбор нектара с цветов
- Как делается мёд из нектара?
- Как получается мёд у пчел?
- Сколько мёда может собрать семья пчел?
Полезные качества мёда
Мёд можно назвать ценным подарком пчелиной семьи. Без пчёл у людей никогда не получилось бы произвести столь вкусный и полезный продукт. Благодаря пчелиной обработке несъедобный цветочный нектар становится не только едой для пчёл, людей и животных, но и лечебным средством от многих болезней.
В уникальный состав мёда входят:
- вода 13–22%;
- легко усваиваемые углеводы 75–80% (фруктоза, глюкоза и сахароза);
- витамины В1, В2, В3, В5, В6, В9, каротин, С, К, Е;
- минералы: калий, кальций, фосфор, натрий, магний, железо, цинк;
- аминокислоты и ферменты.
Медовые углеводы быстро усваиваются организмом и наполняют его энергией. Мёд является природным антибиотиком, антисептиком и ранозаживляющим средством. Он активно применяется не только в народной медицине, но и входит в состав многих лекарственных препаратов. Его продают в аптеках как лекарство.
Мёд рекомендуется употреблять:
- для повышения иммунитета;
- как тонизирующее средство;
- для лечения сердечно-сосудистых болезней (гипертония, стенокардия, аритмия, ишемическая болезнь, атеросклероз, варикозное расширение вен);
- при заболеваниях органов дыхания (ОРВИ, грипп, ринит, бронхит, пневмония, астма);
- для улучшения работы органов пищеварения;
- для заживления ран и ожогов;
- в косметических целях.
Мёд встречается в трёх состояниях:
- Жидкий и вязкий.
- Твёрдый, засахарившийся.
- Расслоившийся (твёрдые кристаллы снизу, а жидкость сверху).
Изначально все сорта мёда жидкие, но со временем они засахариваются и затвердевают. В процессе кристаллизации образуются кристаллы глюкозы. В разных медовых сортах разное соотношение глюкозы и фруктозы, поэтому и скорость кристаллизации у них отличается. Чем больше глюкозы в составе, тем быстрее засахаривается мёд, чем её меньше, тем медленнее проходит затвердевание. А бывает так, что кристаллы глюкозы опускаются вниз, а жидкая фруктоза поднимается вверх. Так происходит расслоение. Но изменение консистенции мёда никак не влияет на его свойства. С течением времени он остаётся таким же полезным.
Зачем пчёлы заготавливают мёд?
Хотя домашние пчёлы активно делятся медом с людьми, а дикие виды — с лесными животными, цель его производства заключается в другом. Они делают его для себя. Насекомые питаются медовой массой на протяжении года.
Но особенно запасы мёда важны зимой:
- чтобы кормить матку и личинок;
- для питания рабочих пчёл.
Хотя «полосатые работницы» зимой не вылетают из улья, отдыхать им некогда. Кроме ухода за подрастающим поколением, в их обязанности входит сохранения тепла в их пчелином доме. Для этого они постоянно машут крыльями, что помогает поддерживать подходящую температуру. На эту работу они тратят много энергии, которую восполняют сладкой пищей. Чтобы медовые запасы сохранились до следующего года, «полосатые труженицы» строят восковые соты.
Эти хранилища состоят из множества шестиугольных ячеек правильной формы. Когда соты заполняются готовым продуктом, они герметично закупориваются восковой крышкой. Воск дезинфицируется ферментами пчелиной слюны. Благодаря этому запечатанные в сотах медовые запасы могут храниться долгие годы, не портясь и не теряя полезных свойств.
Этапы создания мёда
Цветочный нектар, собираемый пчёлами, ещё не является медовой массой. Технология производства питательного лакомства сложна. Процесс превращения нектара в продукт питания проходит в несколько этапов.
Сбор нектара с цветов
Рабочие пчёлы, участвующие в медовом производстве, делятся на три категории, каждая из которых выполняет свои обязанности:
- Разведчицы.
- Сборщицы.
- Приёмщицы.
Первыми принимаются за дело разведчицы. Как только распускаются первые цветы, они разведывают территорию вокруг пасеки с целью найти цветущие поляны. Найдя «злачное» место, они возвращаются домой. Там они объясняют сборщицам, куда нужно лететь, сколько времени продлится полёт и насколько вкусный нектар. Эту информацию они передают, исполняя специальный танец. Затем разведчицы берут с собой сборщиц и вместе летят до места сбора цветочной жидкости.
Ныряя внутрь цветка, пчела хоботком высасывает нектар. Жидкость попадает в зоб, или второй (нектарный) желудок, который играет роль сумки для перевозки сладкого груза. Чтобы наполнить эту сумку, насекомое облетает до 1,5 тысячи цветов. Иногда пчела несёт груз, равный своему весу. Загруженная, она летит домой в два раза медленнее, чем обычно. Принеся домой груз, сборщицы отдают нектар приёмщицам, не летающим молодым пчёлам.
Как делается мёд из нектара?
Для производства сладкого и полезного продукта из нектара, принесённого в улей, рабочие пчёлы много трудятся.
Они выполняют следующие действия:
- передают друг другу по цепочке сладкую субстанцию с помощью хоботков (отрыгивают);
- содержимое зоба тщательно пережёвывают;
- каждую порцию нектара помещают в отдельную ячейку, подвешивая её к верхней стенке для испарения воды;
- несколько раз переносят медовые капли из ячейки в ячейку;
- машут крыльями, чтобы ускорить испарение жидкости и загустение субстанции;
- заполненные уже загустевшей массой ячейки, предназначенные для хранения, герметично закрывают восковым слоем.
Весь процесс приготовления медового продукта от принесения нектара в улей и до запечатывания воском занимает около 10 дней.
Как получается мёд у пчел?
Пчёлы, собирающие нектар и пережёвывающие его в улье, даже не подозревают, что участвуют в сложном химическом процессе. Каждой пчела выделяет со слюной особый фермент инвертазу, который расщепляет сложные нектарные сахара. В результате химической реакции появляются простые моносахариды (фруктоза и глюкоза), быстро усваиваемые как пчелиным, так и человеческим организмом.
Таким образом, процедура переработки нектара начинается уже в желудке пчелы-сборщицы и продолжается в улье, когда молодые нелётные пчёлы пережёвывают нектарную массу и передают друг другу. Обогащённый пчелиными ферментами нектар становится продуктом питания, когда состоит примерно на 80% из фруктозы и глюкозы и лишь на 5% из сахарозы.
Всё же полученная субстанция ещё не совсем мёд, так как очень жидкая. Полосатые работницы неустанно машут крыльями для вентиляции и просушки жидкости. И вот, когда масса густеет, а воды в ней остаётся меньше 20%, процесс получения полезной сладости полностью закончен.
Сколько мёда может собрать семья пчел?
Количество особей в одной пчелиной семье может колебаться от 15 до 80 тысяч (иногда 100 тыс.). Одна такая среднестатистическая семья потребляет более 50 кг мёда, но производит его намного больше. Отбирая медовый продукт, пчеловод побуждает полосатых тружениц ещё активней его вырабатывать. Так одна большая семья за год может дать около 150 кг янтарного лакомства.
Хотя без пчёл ни один человек не может сделать настоящий медовое лакомство, без квалифицированной помощи насекомые не смогут давать много качественного продукта. Вот почему пчеловодство — это кропотливый, но вознаграждающий труд.
Исследовательская работа на тему: “Как пчелы делают мед”
материал (подготовительная группа)
Исследовательская работа о том, как пчелы делают мед. Как происходит процесс сбора пыльцы и нектара. И как потом из этих ингридиентов пчелы получают мед.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области
“Новохоперский детский сад общеразвивающего вида
«Как пчелы делают мед»
(направление естественнонаучное – неживая природа)
Автор : Телюкова Елизавета,
воспитанница старшей группы
МКДОУ “Новохоперский д/с о/в
Руководитель : Телюкова Марина Олеговна,
“Новохоперский д/с о/в “Ласточка”
р.п. Новохоперский, 2019
- Введение ………………………………………………………………. 3
- Теоретическая часть 2.1 Мой дедушка пчеловод ……………………………………………. .. 3 2.2 Ульи и пчелы ………………………………………………………… 3 2.3 Как пчелы делают мед……………………………………………….. 4
- Практическая часть 3.1 Вкус и цвет меда …………………………………… ……………… 5 3.2 Как узнать, что мед настоящий ………. 5
- Заключение …………………………………………………………….. 5
- Список литературы……………………………………………………… 5
1.Введение Актуальность: мед был и остается важным продуктом питания. Его используют в кулинарии: добавляют в разные торты, печенье, пирожные. А еще его используют в лечебных целях. Мед очень полезен при кашле, боли в горле и болезни желудка. Мед также полезен детям для роста и развития.
Цель: выявить в ходе исследования как пчелы делают мед. Задачи: – изучить литературу о пчеловодстве; – побеседовать с дедушкой о пчелах; – посмотреть передачу о пчелах; – научиться распознавать натуральный мед. Объект исследования: мед. Предмет исследования: процесс получения меда. 2.Теоретическая часть 2.1 Мой дедушка – пчеловод. Однажды мы с родителями приехали в деревню к бабушке и дедушке. И я увидела, как дедушка качает мед. Я люблю мед и знаю, что его делают пчелы. Но мне стало интересно узнать, как они его делают. Я спросила у мамы, откуда мы можем узнать все о процессе получения меда. И она сказала, что мы можем заглянуть в энциклопедию, изучить литературу о пчелах, посмотреть в интернете и, конечно же, спросить у дедушки. Мы так и сделали. 2.2 Для того, чтобы получить мед, нужны ульи и пчелы. В каждом улье есть соты. Соты строят пчелы на специальных деревянных рамках, которые дедушка ставит в ульи. У дедушки много ульев. Всю зиму они стоят в специальном хранилище, чтобы пчелы не погибли от мороза и голода.А когда наступает весна, и воздух прогревается до +10 градусов, дедушка выносит улья на улицу. Пчелы совершают свой первый очистительный
облет. Он длится 2 часа. За это время пчелы успевают очистить свой кишечник и вернуться обратно в ульи. В первый же теплый солнечный день пчелы начинают активную уборку своих домиков, вытаскивая различный сор. Пока пчелы летают, дедушка осматривает и прослушивает домики. Ему нужно убрать пустые рамки, а также те, которые были запачканы насекомыми. В начале весны, когда из-за погодных условий пчелы не могут собирать нектар, их нужно подкармливать медом в сотах. 2.3 Но вот наступает тепло, и зацветают первые цветы. Пчела разведчица находит цветущую поляну и прилетает к улью, чтобы собрать команду на медосбор.Специальным танцем пчела показывает, где находятся цветы. Пчелы всегда запоминают, где находятся ульи и всегда возвращаются домой. Так как дедушка живет в деревне, то недалеко от его дома находятся поля с подсолнечником и другие разные травы. Поэтому пчелам недалеко летать за пыльцой и нектаром. Когда пчела находит нужный цветок, она начинает собирать нектар. Она засасывает нектар своим хоботком, опуская его в цветок. Затем нектар попадает в специальный медовый мешочек, который находится на брюшке у пчелы. А вот пыльцу пчела не собирает. Пыльца сама цепляется на лапки насекомого, когда оно собирает нектар. Цветочный нектар, который пчелы принесли в улей, они хранят в сотах, подогревают его, удаляют из него лишнюю влагу и превращают нектар в мед. Соты с медом пчелы закрывают специальными восковыми крышечками. За свою жизнь пчела делает всего 5 г меда (чайная ложка). Чтобы сделать 1 кг меда, пчелка должна облететь 2 миллиона цветков. Чтобы собрать мед, дедушка аккуратно вынимает рамки из улья. Складывает эти рамки в специальный ящик. И с помощью специального устройства (медогонка) получает из сот жидкий мед. Так получается вкусный и полезный продукт. 3.Практическая часть
3.1 Мед бывает разным по вкусу и по цвету. На вкус мед сладкий как сахар. Но его вкус также зависит от того, с каких цветов был собран нектар. Цвет меда бывает от светло-желтого до темно-коричневого. Например, если мед подсолнечный, то он светло-желтого цвета, а если гречишный – то темно-янтарного цвета. 3.2 А как же узнать, что мед настоящий? Существует несколько способов отличить настоящий мед от не настоящего. Настоящий мед – терпкий и от него немножко дерет в горле. Также у настоящего меда душистый запах. А еще можно положить ложку меда в горячую воду и размешать его. Если мед полностью растворился, и не осталось никаких примесей, то значит мед настоящий. 4.Заключение И в заключении, мед – это не только лакомство, но и полезное средство от простуды и кашля. Но не стоит забывать о том, что мед нужно кушать в умеренном количестве. 5.Список литературы
Как пчеловоды определяют, какой мёд сделали пчёлы
Это чудесное лакомство любят многие, но далеко не всем известно, как именно пчелы делают мед, и зачем он им нужен. Сегодня мы расскажем о жизни маленьких тружениц, а также о создании и свойствах полезного и очень вкусного продукта.
Использование меда и побочных продуктов пчеловодства в лекарственных целях выделено в отдельную область – апитерапию
Пошаговый процесс: как пчелы делают мед
Сбор мёда — это то, чем заняты пчелы постоянно, они этим живут. В этом важном семейном деле задействованы абсолютно все полосатики. Каждый из них выполняет свою роль (рисунок 1).
Опишем этот процесс более подробно:
- Трудиться пчелы начинают весной, когда воздух прогревается свыше +14 градусов. Тогда пчела делает первый вылет, осматривая территорию.
- Осмотрев свои владения, и найдя место, где можно собирать нектар, она запоминает его и спешит в улей, чтобы собрать команду на медосбор. А потом, ведёт на рабочее поле тружениц. Такие вылеты она делает каждый день.
- Интересно, что не все пчелы летят на работу. Часть остаются в улье и выполняют другую работу. Одни делают соты, чтобы было, куда собирать мёд, а другие ждут, когда рабочие пчёлки принесут собранный на поле нектар.
- Получив нектар, пчелы-приемщицы разносят его по сотам и начинают перерабатывать его в то, что мы называем мёдом.
Рисунок 1. Пчелы перерабатывают собранный нектар в мед
Далее, готовый продукт запечатывают восковыми пробками и оставляют созревать. Таким образом, пчелы герметично закупоривают соты, и он может храниться долгое время.
Пчелиная еда
Конечно, в первую очередь пчёлы производят этот продукт для собственных нужд.Он, как и нектар, — это основной корм как взрослых насекомых, так и молодняка. Рабочие особи могут также питаться и пыльцой, но без неё они могут обойтись какое-то время, а вот без мёда начинают гибнуть. Смесью из мёда и пыльцы кормят и пчелиный расплод. Если улей не соберёт хорошие запасы еды, то ему грозит сложная зимовка, рой к весне окажется ослабленным и не сможет собирать летом мёд либо вообще погибнет. Так что вопрос, как пчёлы вырабатывают мёд, очень важен. На пасеках запасам пищи и здоровью роя уделяется особое внимание.
Итак, сбор этого продукта – основное занятие пчелиной семьи. У каждого её члена есть определённые функции, но все они так или иначе связаны с медосбором.
Полезные свойства и состав меда
С давних времён люди знают о полезных свойствах мёда и используют его в народной медицине в лечении различных болезней. В принципе, все продукты пчеловодства оказывают своё благотворное влияние на организм человека. И даже традиционная медицина это одобряет и признаёт.
Примечание: Например, продукты пчеловодства входят в состав многих мазей, которые лечат суставы; есть и косметические крема для лица и тела в составе которых мёд, пчелиный воск и т.д.; также можно увидеть на прилавках магазинов зубные пасты с прополисом, которые лечат кровоточивость дёсен.
Очень полезны также медовые массажи. Когда массажист вбивает в тело мёд, он глубоко проникает в организм и снимает воспаление и боль в мышцах, положительно влияет на работу каждого органа, а также мёд способен рассасывать новообразования (рисунок 2).
Рисунок 2. Мед — один из самых полезных продуктов пчеловодства
Когда пчелы перерабатывают нектар, они насыщают его инвертазой (ферментом своих внутренних желез). Под действием этого фермента, сахароза расщепляется на легко усваиваемые организмом глюкозу и фруктозу.
Мёд содержит в себе много биологически активных веществ, витаминов, минералов и аминокислот. Полезность мёда во многом зависит от того, с каких цветов он был собран. Самой полезной считается первая выкачка (весенний мёд) потому, что в ней содержится акация. Этот сорт белый по цвету и имеет характерный запах акации.
Полезная информация
Как было сказано выше, мед делится на 2 типа, в зависимости от того, что собирают пчелы: цветочный, который в основном производится из нектара цветов, и падевый, сырье для которого представлено в основном сладкими соками, производимыми насекомыми.
Цветочный мед, производимый из нектара, пасечники делят на отдельные виды по растениям, чей нектар преобладает в выпасе пчел, и смешанный. Это обозначение является лишь приблизительным, т.к. на практике чистые виды не встречаются – пасечник выкачивает мед только через определенный промежуток времени, а при созревании в сотах продукт смешивается с примесями других растений.
Падевый мед отличается от цветочного, в основном, более темным цветом и медленной кристаллизацией. Благодаря более высокому содержанию минералов и меньшей кислотности он имеет гармоничный вкус. Сосновый продукт имеет коричнево-красный цвет, еловый – коричнево-зеленый, дубовый – относится к самым темным видам.
Состав и функции пчелиной семьи
В большой пчелиной семье каждый выполняет свою определенную работу и свою роль:
- Матка — производит потомство, откладывая яйца, из которых появляются новые рабочие пчелы и молодые пчеломатки (из оплодотворенного яйца), и трутни (из неоплодотворенного яйца). Королевы улья могут жить около 7 лет.
- Трутни — выводятся только в летний период. Их роль состоит в том, чтобы оплодотворять матку и молодых пчёл, которые могут создать новые семьи. Их жизнь длится около месяца. Питаться самостоятельно они не умеют, их кормят пчёлы. Поэтому к концу рабочего сезона они выгоняют трутней из улья, таким образом экономя запасы пищи.
- Рабочие пчелы— это бесплодные самки. Их количество в здоровой семье может достигать 20 000 и более. Они выполняют определенную работу в соответствии со своим возрастом.
Например, самые маленькие пчёлки (до четырех суток) оказывают так сказать, «клининговые услуги» — очищают свой дом от мусора и полируют соты. Когда им от 4 до 6 суток — они как кормящие мамы, кормят мёдом личинок.
Рисунок 3. В каждой пчелиной семье есть матка, рабочие особи и самцы-трутни
У недельных особей развиваются железы, которые вырабатывают молочко. Им питается матка и личинки. С 11 до 17 суток у молодых полосатиков начинают функционировать железы, вырабатывающие воск. В этот период они начинают строить новые соты и запечатывать их уже заполненные созревшим медом. Также, они принимают нектар принесённый пчёлами-добытчицами и перерабатывают его в мёд. Ещё, они поддерживают необходимую температуру в улье.
Начиная с 18 дня жизни они вылетают с остальным роем на медосбор. С 2,5-3 недельного возраста рабочие пчёлы выполняют абсолютно всю работу необходимую для полноценной жизни семьи: делают уборку, кормят личинок и матку, строят и запечатывают соты, носят нектар и перерабатывают его в полноценный мёд, охраняют улей от нежданных гостей.
Живут весенние и летние труженицы не долго, чуть больше месяца. Так как они усердно трудятся, их крылышки быстро изнашиваются и они погибают. Осенние пчёлы живут около 10 месяцев потому, что они менее подвижны. Именно эти пчёлы приносят первый весенний мёд (рисунок 3).
Зачем пчёлы заготавливают мёд?
Хотя домашние пчёлы активно делятся медом с людьми, а дикие виды — с лесными животными, цель его производства заключается в другом. Они делают его для себя. Насекомые питаются медовой массой на протяжении года.
Но особенно запасы мёда важны зимой:
- чтобы кормить матку и личинок;
- для питания рабочих пчёл.
Хотя «полосатые работницы» зимой не вылетают из улья, отдыхать им некогда. Кроме ухода за подрастающим поколением, в их обязанности входит сохранения тепла в их пчелином доме. Для этого они постоянно машут крыльями, что помогает поддерживать подходящую температуру. На эту работу они тратят много энергии, которую восполняют сладкой пищей. Чтобы медовые запасы сохранились до следующего года, «полосатые труженицы» строят восковые соты.
Важно! После того, как медовая масса запечатана воском, она должна дозреть в течение 14 дней. Выкачанная раньше этого срока масса будет жидкой и быстро испортится
Эти хранилища состоят из множества шестиугольных ячеек правильной формы. Когда соты заполняются готовым продуктом, они герметично закупориваются восковой крышкой. Воск дезинфицируется ферментами пчелиной слюны. Благодаря этому запечатанные в сотах медовые запасы могут храниться долгие годы, не портясь и не теряя полезных свойств.
Этапы сбора нектара
Полосатые насекомые готовятся к медосбору заранее. У этих маленьких тружеников всё хорошо организованно и все слаженно работают. С наступлением весеннего тепла, в то время как одни пчёлы делают уборку, другие разведывают территорию, третьи строят соты, чтобы было куда собирать нектар (рисунок 5).
Интересно то, что соты в улье изготавливаются для разного применения, например:
- в одних сотах вскармливают маток. Они называются маточниками;
- в других растут личинки. Они называются переходными;
- трутневые служат для жизни самцов;
- пчелиные — именно в них собирают и заготавливают мёд.
Когда рабочие пчелы находят цветущее поле или поляну, они прилетают всей командой, чтобы собирать пыльцу и нектар. Как только пчёлка села на цветок, чтобы высосать нектар, в тот же момент она своими мохнатыми ножками собирает пыльцу с растения. Из пыльцы она потом приготовит пергу. Перга в улье хранится отдельно от нектара.
Нектар они собирают в зоб. Туда помещается около 70 мг. Чтобы собрать это количество нектара, пчёлке нужно облететь приблизительно 150 растений. За день пчела может пролететь около восьми километров, но такие дальние расстояния слишком опасны для неё. Если улья стоят на расстоянии двух километров от пчелы, то всё содержимое зоба доставляется в целости и сохранности, но если улья стоят на большем расстоянии, то часть нектара усваивается организмом пчелы для выработки энергии. Поэтому, мудрые пчеловоды ставят пчелиные дома так, чтобы они быстро долетали домой.
Рисунок 5. Рабочие особи собирают цветочный нектар и приносят его в улей для дальнейшей переработки
Набрав полные зобики нектара, они летят в улей. Там передают его пчелам-приемщицам для ферментирования его в мёд.
За сезон крепкое пчелиное семейство способно собрать приблизительно 150 килограмм мёда половина из которого уходит на поддержание здоровья и полноценной жизни семьи. Количество нектара, которое может собрать пчела, зависит от многих факторов, — её состояние здоровья, расстояние до пасеки, погодных условий и т.д.
Для чего пчёлы производят мёд
Качественная медовая продукция нужна полосатым жучкам для поддержания многих физиологических процессов, таких как:
- Образование молочка;
- Выработка ферментов;
- Выработка воска;
- Развитие, рост, дыхание.
Стоит помнить! Мед и сопутствующая продукция богаты на полезные и питательные вещества. В их составе более 300 элементов, необходимость которых невозможно описать словами.
Нектары и непосредственно изготовленный мед считаются отличным пчелиным кормом, состоящим из нужных углеводов. До того, как получить мед, взрослые особи потребляют нектар для собственных нужд. Также это полезный корм для личинок – расплодов. Здесь каждое отложенное маткой яйцо имеет разное предназначение. При не оплодотворении из личинок вылупливаются трутни, оплодотворенные яйца становятся самками, которые при надлежащем кормлении в будущем становятся медоносными рабочими насекомыми. Также остается одна личинка, которую кормят лучше остальных – в дальнейшем из нее вылупливается пчела-матка.
Пчелы-сборщики, помимо меда, употребляют также пыльцу. При этом медовая продукция им нужна все время, а без пыльцы они могут обойтись. Нехватка или полное отсутствие такого корма может быть причиной гибели полосатых насекомых. На период роения рабочие особи могут брать с собой нужный на несколько дней запас пищи.
Важно! Полосатые насекомые изготовляют мед для собственных нужд в питании и делают запас на будущие периоды. За год одно пчелиное государство способно употреблять до 100 кг меда. Поэтому нельзя отбирать у них весь накопленный урожай.
Вторым предназначением готовой продукции является питание для молодого поколения. На стадии личинок молодняк начинает употреблять мед, пыльцу и жидкость в питание уже с 4 дня жизни. Эти продукты необходимы для питания матки, после выхода из маточника. По сути, продукт, который насекомые сами же и производят, является единственным надежным источником их жизненной энергии. При его потреблении происходит выработка тепла, греющего все пчелиное государство на протяжении всей жизни (поддержание температуры воздуха на 33-35 градусах).
Выработка меда пчелой
Когда труженицы прилетают в улей с полным зобом нектара, они передают его пчелам, которые принимают его, а потом перерабатывают в мёд (рисунок 6).
Вот как происходит этот процесс:
- Пчелы-приемщицы, получив нектар, разбрызгивают его по сотам, а потом активно машут крылышками, чтобы убрать лишнюю влагу с «полуфабриката», сгущивая его.
- Потом они набирают в ротовую полость нектар и перерабатывают его, наполняя своим секретом со слюнной железы. Он богат ферментами и витаминами, которые превращают его в весьма полезный продукт, который мы называем мёдом.
- Далее, продукт собирают в соты для созревания, полностью заполняя ячейки.
- Запечатывают соты воском. Созревает мёд около месяца.
Рисунок 6. Процесс производства меда занимает больше недели
От момента попадания нектара в улей и до получения мёда проходит приблизительно десять дней.
Как получается мёд у пчел?
Пчёлы, собирающие нектар и пережёвывающие его в улье, даже не подозревают, что участвуют в сложном химическом процессе. Каждой пчела выделяет со слюной особый фермент инвертазу, который расщепляет сложные нектарные сахара. В результате химической реакции появляются простые моносахариды (фруктоза и глюкоза), быстро усваиваемые как пчелиным, так и человеческим организмом.
Таким образом, процедура переработки нектара начинается уже в желудке пчелы-сборщицы и продолжается в улье, когда молодые нелётные пчёлы пережёвывают нектарную массу и передают друг другу. Обогащённый пчелиными ферментами нектар становится продуктом питания, когда состоит примерно на 80% из фруктозы и глюкозы и лишь на 5% из сахарозы.
Всё же полученная субстанция ещё не совсем мёд, так как очень жидкая. Полосатые работницы неустанно машут крыльями для вентиляции и просушки жидкости. И вот, когда масса густеет, а воды в ней остаётся меньше 20%, процесс получения полезной сладости полностью закончен.
Проект «Как пчёлы делают мёд?»
Дарья Малышева
Проект «Как пчёлы делают мёд?»
Введение
Обоснование проблемы:
Наша будущая специальность – воспитатели детского сада. Зачастую дети задают сложные вопросы, на которые порой мы и сами затрудняемся ответить. Все дети, начиная с возраста 2-3 лет, становятся рьяными «почемучками». Это показатель нормального развития ребенка как личности, он каждый день познает мир и уже не просто принимает его таким, какой он есть, а интересуется каждой мелочью и хочет больше узнать обо всем. На самые трудные вопросы вы найдете ответы в сети, перефразируете, а вот как быть с теми «неудобными», на которые вы ответы знаете, но вот только знания эти ребенку пока не по возрасту?
Актуальность:
Различными сложными вопросами детки очень часто ставят родителей и воспитателей в тупик. О таком понятии как «мед» знают очень многие, да и о пчелах наверняка слышал каждый ребенок. Но вот на вопрос «Как пчелы делают мед?» может корректно ответить далеко не каждый взрослый человек.
Цели:
– Узнать,как же цветочный нектар превращается в конечном итоге в мед – вкусный и питательный продукт;
– Объяснить своим воспитанникам в доступной форме о пчелах;
– Расширять представления детей о разновидностях меда;
– Воспитывать уважительное отношение к профессии пчеловода;
– Обогащать представления детей о жизни насекомых;
– Удовлетворять интересы детей;
– Развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
– Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к окружающему миру.
Задачи:
– Изучение информации о пчелах и мёде;
– Наблюдение за работой пчёл;
– Проведение анкетирования среди детей и выяснить, знают ли они, как пчёлы делают мёд;
– Подбор методики исследования пчёл для определенной возрастной категории;
– Проведение различных мероприятий с родителями о трудных вопросах от детей;
– Подготовка памяток для каждого родителя, как отвечать на такие вопросы.
Объект исследования: жизнедеятельность пчёл
Предмет исследования: пчёлы, мёд, процесс создания мёда
Гипотеза:Может быть, пчёлы собирают мёд из цветов? Или пчёлы высасывают нектар из цветов, а потом что-то делают с ним и получается мёд? Проведем анализ Интернет-ресурсов и найдем ответы на наши вопросы.
Методы исследования:
– Описание теоретического исследования;
– Обобщение материала, выводы.
Теоретическая часть
Строение пчелы
Медоносные пчелы живут семьями, состоящими из нескольких десятков тысяч особей. Пчелы, как и все насекомые, имеют твердый, сложноустроенный кожный покров. Тело пчелы покрыто волосками разной формы и назначения. Одни их них служат для чистки тела, другие – чувствительные волоски – для восприятия давления, колебания воздуха, то есть выполняют функцию органов чувств. Тело пчелы отчетливо разделяется на три подвижно соединенные между собой части: голову, грудь и брюшко.
Голова представляет собой твердую коробочку. По бокам расположены большие выпуклые сложные глаза пчелы. От передней части головы отходит пара усиков. В нижней части головы находится рот, сложноустроенный хоботок пчелы. На хоботке и находится медовый зобик. Грудь пчелы состоит из четырех колец, сросшихся между собой. К груди прикреплены две пары крыльев, три пары ножек. На задних ножках имеется корзиночка для сбора пыльцы во время сбора ее на цветах и переноса затем в улей. Брюшко пчелы состоит из шести колец. В конце брюшка у пчелы помещается орган защиты – жало. (См. приложение №)
Как пчелы делают мед?
Пчела-сборщица набирает нектар с помощью хоботка в свой медовый зобик, в котором начинается расщепление на глюкозу и фруктозу. То есть превращение нектара в мед.
После возвращения в улей пчела-сборщица передает ношу пчелам-приемщицам, которые продолжают переработку доставленного материала в своем зобике. Они многократно (более 200 раз) выпускают нектар наружу и снова заглатывают, что способствует смешиванию его с инвертазой и расщеплению сахарозы. Одновременно происходит частичное удаление воды, освобождение нектара от токсических веществ, в случае их попадания из окружающей среды.
При сборе нектара в него попадает пыльца растений. Избыток пыльцы в меде может неблагоприятно воздействовать на деятельность кишечника пчел в зимний период. Поэтому во время нахождения нектара в зобике избыток пыльцевых зерен эвакуируется в кишечник пчелы. Вместе с тем нектар в организме пчелы обогащается не только ферментами, но и органическими кислотами, антимикробными веществами, липидами, макро- и микроэлементами, образующимися в железах.
Затем пчела-приемщица складывает нектар в свободные сотовые ячейки. Далее в процессе многократного переноса нектара продолжается удаление воды и образование сахаров. В это же время происходит обогащение нектара ароматическими веществами. После снижения содержания воды в нектаре до 20%, что наблюдается в течение 1-20 дней, пчелы запечатывают ячейку с недозревшим еще медом восковыми крышечками. Полное созревание меда наступает через 3-4 недели. Вслед за этим пчеловоды проводят откачку меда.
Сценарий проведения игровой деятельности с детьми
Цель: ознакомить детей с пчелиной семьей, развитие мелкой моторики детей, речи, прививание любви к насекомым. Расширение зрительного внимания, восприятия и памяти; развитие мелкой моторики.
Оборудование: веник, совок, желтая бумага, распечатки цветов (см. приложение, ножницы, клей, фломастеры, краски, шарики для пинг-понга, обручи. Картинка с наложенным изображением груши, листа и пчелы, лист бумаги в клетку с нарисованным узором
Дидактическая часть
Сначала делаем пчелок по специальному мастер-классу
Дидактическая игра «Путешествие пчел»
– Посадите пчелу на самый низкий цветок.
– Посадите пчелу на самый высокий цветок.
– Посадите пчелу на улей.
– Посадите пчелу под гриб.
– Посадите пчелу возле среднего цветка.
Дидактическое упражнение «Раскрась только пчелу»
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку, найти на ней пчелу и раскрасить только её.
Аппликация «Пчелы на цветах»
Наклейте на каждый цветок по одной пчеле. Сколько цветов? Три цветка. А сколько нужно наклеить пчел? Три пчелы. Пчел столько, сколько цветов.
Графическое упражнение «Дорисуй половинку пчелы»
Детям предлагается рассмотреть, что нарисовано. Затем предлагается зеркально изобразить вторую половинку рисунка.
Карточки “Насекомые”
сравним, как выглядят шмель, пчела, оса
1)Летом пчелкам целый день
Собирать нектар не лень.
Отнесут его потом
свой чудесный … (дом)
2)Над цветком пчела жужжит
И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберет,
Превращает пчелка в … (мёд)
3)Села на шиповник пчелка –
Укололась об иголку,
С удивленьем прожужжала –
У тебя есть тоже …. (жало)
Динамическая часть
Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка»
Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей (Изображают полет)
И назад вернется пулей. (Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами)
Скоро ведь зима придет. (Поеживание)
Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой)
Надо летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты)
Пчёлка: Привет, ребята! Узнали меня?
Дети: да!
Пчёлка: Я пчелка и расскажу вам о своей большой семье!
Тренировка для язычка: артикуляция звука ж:
Мы – пчелы, трудолюбивые существа. Хотите узнать о нас больше?
Дети: хотим!
Пчёлка: Пчел в мире много, а именно мы называемся медоносные пчелы. Как только маленькой пчеле исполняется 10 дней, она выходит на работу – собирать нектар для меда. А вы, ребята, любите мёд?
Дети: Любим!
Пчёлка: а хотите узнать, откуда мы его берём?
Дети: Да.
Пчёлка: Добываем мы его из цветов!
Собираем мы его необычно – мы купаемся в пыльце.
Она скатывается в мешочек на наших лапках.
Упражнение «Соберем пыльцу»
Пчёлка: Сейчас мы с вами превратимся в пчел, возьмем веники и совочки и примемся с их помощью собирать пыльцу-шарики.
Динамическая пауза «Медведь и пчелы»
Пчёлка: Медведи очень любят мед. Их, медведей, потому так и назвали – «медведь» – «ведает, где мед, знает, где мед». Ребята, посмотрите, это же медведь идет. (Воспитатель надевает шапочку «медведь»). Сейчас у пчел мед заберет!
Медведь:
Я вам сейчас покажу!
Я мишка косолапый, я по лесу иду.
Хочу я очень меду, а ульев не найду.
Чтоб не жужжали, чтоб не кусали,
Я вас сейчас накажу!
Ах, где же эти пчелы? Где прячут сладкий мед?
Жужжалок и кусачек я выгоню из сот!
Пчелка: Скорее, пчелы, громче жужжите, медведя прогоните.
Дети: бжжжжжжжжж (медведь пугается и убегает)
Конкурс «Засели улей».
Пчёлка: А куда мы приносим собранный нектар? Правильно! В Улей. Улей это наш дом. Из них пасечники и берут мед для вас, ребятишек. На полу лежат 2 обруча. По моей команде капитан берет по одному игроку, пчелке, и сажает в свой улей. И так до тех пор, пока все участники не будут заселены в улей.
Физкультминутка “Пчелы на полянке”.
Утром пчелки проснулись. (Встают и протирают глазки.)
Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются.)
Раз – росой они умылись. (Умываются)
Два – изящно покружились. (Кружатся)
Три – Нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают)
Приходите к нам на пасеку и посмотрите, как мы живем. Приятно было познакомиться, ребята!
Вывод
Мы провели большую работу, исследовали интернет ресурсы, нашли для нашей будущей профессии много полезных вещей и уверены, что нам это обязательно пригодится в последующей работе с детьми.
Прикреплённые файлы:
prezentacija-kak-pchely-delayut-med_mf1m8.pptx | 3427,69 Кб |
Конспект НОД «Мёд бывает разным» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности Задачи: – обеспечить условия для выражения.
Исследовательская работа «Мёд: вкусно и полезно» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №2» (детский сад) Выполнила:.
Исследовательский проект «Эти удивительные пчёлы» в младшей группе Введение. Актуальность проекта. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок.
Конспект развлечения для детей средней группы «Пчёлы и мёд» Цель: расширение кругозора и повышение интеллекта дошкольников, формирование познавательного интереса. Задачи: – Образовательная область.
Лэпбук «Удивительные пчёлы» Представляю вашему вниманию лэпбук «Удивительные пчёлы». Пчёлки – яркие медоносные насекомые. Все мы видели их много раз в лесу, в парке,.
Музыкально-дидактическая игра «Что делают дети» Музыкально-дидактическая игра «Что делают дети» для детей 4-6 лет. Цель: Развивать у детей представления об основных жанрах музыки, способность.
Презентация-тренажер «Что делают в домике» Видео Данная презентация-тренажер записана отрывками на видео, как образец. Среда, редактор, в котором выполнен продукт: Microsoft Office Power.
Проект для средней группы «Мёд» в рамках районного проекта «Край, в котором я живу» Видео Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители. Длительность проекта: краткосрочный (1 неделя) Пояснительная записка. В педагогике.
Развлечение вместе с родителями в средней группе «Масленица идет, блин да мёд несет» Цель: 1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей. 2. Вовлечь детей и их родителей принять участие в празднике..
Занятие по рисованию «Дети делают зарядку» Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Как и зачем пчелы делают мед: этапы и процесс производства
Мед – натуральный продукт, вырабатываемый пчелами, как в естественной среде обитания, так и на пасеках. Это вещество природного происхождения, которое оказывает самое благотворное влияние на человека при его применении. Но, используется этот компонент жизнедеятельности насекомых не только в сфере пищевой промышленности, а также в косметической и лекарственной. Чтобы пчеловоды полноценно использовали потенциал пасеки, важно знать, как собирают мед пчелы.
- Для чего пчелы производят мед
- Этапы добычи меда
- Технология изготовления меда
- Выработка меда пчелой, как пчелы делают мед
Для чего пчелы производят мед
Пчелы обитают в ульях, которые они обустраивают для себя самостоятельно. В дикой природе это достаточно часто происходит в дупле старых деревьев. Там они из пчелиного воска строят себе корпус домика, обустраивают изнутри соты, в которых хранят мед и откладывают личинок. Данная конструкция представляет собой несколько слоев и все необходимые отверстия для полноценной жизнедеятельности насекомых.
Но, почти такой же процесс происходит и в условиях искусственного пчеловодства. Единственное отличие – это то, чтобы пасека предоставляет все условия насекомым для добычи меда и уменьшению усилий на обустройства своего жилища.
Пчелиная семья представляет собой четкую иерархию:
- Матка нужна, чтобы продолжать род семьи. Ее основная функция – откладывать яйца. За сутки она способна отложить несколько тысяч яиц. Из них впоследствии образуются личинки, а затем взрослые особи насекомых.
- Трутни оплодотворяют самку.
- И только рабочая пчелка способна выработать мед. Для этого она собирает пыльцу с различных цветоносов, перерабатывает ее особым образом и запечатывает в соты. Иногда в поисках цветущих растений эти маленькие насекомые пролетают много километров. Каждая пчелка, которая нашла цветонос, сообщает об этом другим. Делает она это при помощи специфического танца, который исполняет либо внутри домика, либо непосредственно на прилетной доске. В этом случае на сбор летят друге насекомые. Также среди функций рабочих особей – уход за домиком и кормление молодняка.
Собранные и запасенный насекомыми мед служит основной пищей для трутней и рабочих насекомых на протяжении всей их жизни. Именно мед заготавливают на зиму эти маленькие полосатые труженицы, чтобы пережить климатические неблагоприятные условия. Правда, добывают мед они с запасом, в расчете на негативные климатические условия и суровую затяжную зиму. Так, у пасечника есть возможность отобрать часть урожая. Но при этом он обязан следить за тем, чтобы в зимние месяцы у насекомых не возникло недостатка в питании.
Интересно! Единственным исключением, с точки зрения питания семьи, являются личинки, которые впоследствии станут матками. Их кормят специальным составом, который так и называется – «маточное» молочко.
Этапы добычи меда
Пчелы в условиях пасеки производят мед в строгой поэтапности и определенной технологии:
- Сначала пасечник на рамку натягивает струну в несколько рядов.
- Затем, пропуская через нее электрического тока происходит нагревание металлической нити.
- На этом этапе к ней прикладывается готовая вощина, на которой есть разметка будущих сот.
- При помощи своих внутренних желез насекомые надстраивают соты, придавая им высоту. Необходимо понимать, что на этот процесс уходит достаточно много времени. Да и возможен он только в том случае, когда есть первый взяток. Поэтому этот процесс происходит исключительно в весенний или летний период. Зачастую, пасечники пользуются готовыми, отстроенными заранее пчелами рамками, которые называются сушью. Так насекомые могут сразу приступать к сбору нектара и заготовке меда.
- На добычу за пыльцой пчела выйдет только в том случае, когда воздух прогревается на температуру не менее +15ºС. При этом насекомые начинают искать подходящие цветоносы. С них снимается нектар и пыльца.
Интересно! Далее пчелка подвергает его пережевыванию и только потом, принося в улей, раскладывает по ячейкам сот.
Технология изготовления меда
Когда рамка постепенно заполняется цветочным нектаром, который предварительно обработала рабочая пчелка, пасечник может собрать свой урожай меда. Но делать это нужно:
- Когда постепенно соты заполняются медом, нужно обеспечить усиленное вентилирование в улье. Это нужно для того, чтобы из меда была удалена влага.
- Потом постепенно пчелы запечатывают крышечки. Делается это только на тех сотах, где они полностью заполнены.
Важно! Когда большая рамка заполнится на 50% или маленькая на 75%, пасечник может вынимать рамку, переносить ее в теплое место и начинать откачку меда. Делается это разными способами. Выбор зависит от объема сладкого нектара, который нужно откачать.
Выработка меда пчелой, как пчелы делают мед
Делают мед пчелы специфическим образом:
- Одна приносит нектар в улей.
- Другая, забирая урожай, несколько раз втягивает капельку нектара в свой зобик. Причем делает это поступательными движениями. Таким образом она обогащает нектар инвертазой. Делается это при помощи вырабатывающих желез.
- Так продолжается ферментация будущего меда.
- После этого он закладывается в соты.
- Путем усиления вентиляции улья достигается высушивание меда, то есть из него удаляются излишки влаги. Чтобы этот процесс прошел как можно быстрее и эффективней, пчелка раскладывает ферментированный нектар по донышку и стеночкам. Там испарение проходит за более короткий промежуток времени. Потом слои добавляются. Чтобы выполнить сушку меда пчелки интенсивно машут крылышками. Об этом свидетельствует специфическое гудение в улье.
- Как только влажность достигает уровня в 21%, работницы проводят запечатывание моты крышечкой. Эта сота может быть использована для своих собственных нужд. Как личинка, так и взрослая пчела применяют содержимое запечатанной ячейки для своего кормления, как в теплый период года, так и при зимовке.
Понимая весь процесс сбора нектара и пыльцы, дальнейшую его обработку и хранение насекомыми, пасечник может сделать все для того, чтобы облегчить процесс для своих тружениц. Так, улья рекомендуют располагать в такой местности, где в радиусе 3 км будет достаточное количество медоносов. При этом пчелы всегда отплатят своему хозяину богатым сбором урожая.
Как пчёлы создают мёд
Мёд – это продукт, хорошо известный каждому. Многие знают о его полезных свойствах, разбираются в сортах и умеют отличить, например, липовый от акациевого или гречишного. Но, кроме пчеловодов и учёных, мало кому известно, как именно пчёлы делают этот уникальный продукт, и насколько кропотлива их работа. Сегодняшняя статья расскажет о некоторых особенностях, основных этапах и тонкостях создания мёда.
Сырьём для производства мёда является нектар медоносных растений. Часто в мёд попадает и небольшое количество пыльцы, поэтому её тоже можно назвать одним из компонентов. Содержание большого количества пыльцы в зимних запасах корма очень нежелательно. Пчёлы, как существа социальные, разделяют между собой выполнение работ согласно своей специализации. И поиском источников нектара, а также пыльцы занимается рабочая пчела-разведчица. Это особая «должность» лётных пчёл среднего возраста. Массив цветущих растений-медоносов она находит либо случайно, либо по едва уловимому запаху, а приблизившись к зоне видимости – ориентируясь на световой спектр.
Пчёлы воспринимают цвета иначе, чем мы. Они способны видеть ультрафиолетовый свет и многие другие излучения. Найдя цветок, пчела с помощью органов вкуса, расположенных на передней паре лапок насекомого, определяет содержание сахара в нектаре. Если оно достаточно велико для переработки этого нектара в мёд, то пчела набирает небольшое количество нектара как образец. В то же время она определяет примерное количество таких растений-медоносов, потенциал взятка и очень точно запоминает местонахождение найденного участка.
Потенциальная сила взятка зависит от количества цветов медоносных растений в перерасчете на их нектаропродуктивность. Чем богаче взятком цветочный массив, тем больший объём образца нектара набирает пчела-разведчица. С этой информацией она сразу же возвращается назад, в свой улей. Попав внутрь улья, пчела выполняет ряд сложных сигнальных движений, чем-то напоминающих своеобразный танец.
«Танец» пчелы представляет собой прямолинейное движение насекомого с одновременной очень энергичной вибрацией её туловища определённой продолжительности, после чего она, описывая круг в обратном направлении без вибраций, возвращается на исходную позицию, и всё повторяется сначала многократно. Долгое время люди не обращали большого внимания на странные движения пчелы и не понимали смысла этого «танца», но позже, благодаря длительным наблюдениям, выяснили его основные закономерности и расшифровали информационное содержание движений.
В «танце» разведчицы имеет значение всё! Если говорить более конкретно, то угол движения разведчицы на рамке по отношению к вертикали указывает на направление местонахождения взятка по отношению к расположению солнца в этот момент. Например, если разведчица движется строго вверх, то поле цветов расположено точно в сторону солнца. Если она «танцует» вниз по рамке, то это означает, что взяток находится в стороне, противоположной солнцу. Отклонение влево или вправо от линии вертикали (линию вертикали пчёлы чувствуют очень хорошо, ориентируясь на направление действия гравитационной силы) означает угол отклонения курса полёта на тот же градус.
Для того чтобы учесть постоянное перемещение солнца, разведчица делает поправку в 1 градус на запад каждые четыре минуты, прошедшие с момента обнаружения ею взятка. Так ей удаётся очень точно указать остальным сборщицам направление, в котором им следует лететь. «Танцует» пчела по кругу, привлекая сородичей стрекотанием и вибрирующими движениями. Вокруг «танцующей» разведчицы сразу собираются пчёлы-сборщицы, вытягивая в её сторону усики и хоботки.
Форма движения разведчицы напоминает неправильный круг, который пчела очерчивает то по часовой стрелке, то против неё. Во время кругового движения с прекращением вибрации разведчица раздаёт окружившим её пчелам-сборщицам нектар, взятый ею с поля в качестве образца. Пчёлы, получив дозу нектара, запоминают его запах и состав. Руководствуясь всеми полученными данными – направлением, запахом и составом, они улетают к медоносному массиву на сбор нектара. Окружающие «танцующую» разведчицу лётные пчёлы постоянно сменяются: вместо тех, кто уже получил необходимую информацию, подходят новые. Так продолжается довольно долго, пока разведчица не израсходует весь запас нектара.
Способность передавать и принимать информацию в такой форме у пчёл заложена генетически, они обладают ею с рождения. Специфическое стрекотание во время общения разведчицы с остальными пчёлами сильно отличается от их привычного жужжания. Оно создаётся трением прижатых к телу крыльев и предназначено только для привлечения внимания (в улье же темно!). Очень важной частью информации является вибрация. Интенсивность колебаний брюшком указывает на расстояние до найденного взятка. Чем большее количество колебаний совершает разведчица в одном цикле своего движения по кругу, тем дальше от её улья размещено цветочное поле или цветущий сад. Поэтому, чем длиннее дистанция, тем большими по диаметру получаются круги «танца». Одно колеблющееся движение в «танце» равно приблизительно 60 метрам пути (полёта) от гнезда до цели.
Для улавливания в темноте пчелиного гнезда всей этой информации у пчёл задействуются частично органы зрения, а частично – органы осязания. Вибрацию вощины, колебания воздуха насекомые улавливают ворсинками, покрывающими всё их тело, механорецепторами на лапках, а также с помощью усиков-антенн. В усиках пчёл есть особый орган, очень чувствительный к звуковым колебаниям в виде распространяющейся в пространстве вибрации.
В семье пчела-разведчица, конечно же, не единственная особь с таким высококвалифицированным предназначением. Часто случается, что разный взяток находят одновременно сразу несколько особей-разведчиц. Они передают добытую информацию и образцы нектара сборщицам. Сборщицы, приняв разные координаты, летят работать на разные поля. При этом в числовом соотношении пчёлы-сборщицы распределяются согласно силе взятка на этих участках, т. е. большее количество работниц летит туда, где взяток богаче.
Происходит такое разумное распределение рабочей силы из-за того, что разведчица набирает для образца нектар в количестве, пропорциональном потенциалу медоносов. Если взятка мало, то и объём образца будет меньше, чем в случае с более богатыми нектаром угодьями. Таким образом, во время передачи информации с помощью «танца» у разведчицы, нашедшей богатый нектаром участок, объем образца позволяет передать его значительному количеству сборщиц. А на бедном нектаром поле пчела берет образца совсем немного, и его хватает лишь небольшому числу пчёл-сборщиц. Соответственно, большее количество сборщиц летит туда, где находится богатое нектаром поле.
Если в улей приходит информация о нескольких медоносных участках, примерно равных по нектаропродуктивности, но расположенных на разном расстоянии от гнезда, то пчёлы выбирают более близкий.
Примерно так же происходит и передача информации о найденных разведчицами пыльценосах, источнике воды и смолистых выделениях растений, из которых пчёлы делают прополис.
Приняв информацию от разведчиц, сборщицы отправляются в путь по указанным координатам. За световой день каждая рабочая пчела осуществляет около десяти – пятнадцати продуктивных вылетов. Их количество зависит от расстояния до взятка и нектаропродуктивности конкретного вида растения-медоноса. За один вылет каждая особь может принести в улей около 70 мг нектара. Для насекомого это очень тяжёлая ноша, особенно если учесть, что вес самой пчелы – около 100 мг (в 1 кг их примерно 10 тысяч штук). Чтобы набрать такое количество нектара, пчеле-сборщице нужно посетить около тысячи цветков!
Сбором нектара занимаются полевые лётные пчёлы. Это особи старшего возраста, которые приносят свежий нектар в улей и передают его более молодым, внутриульевым пчёлам. Полевых пчёл-сборщиц в семье около 60%.
Внутриульевые пчёлы – особи в возрасте до 14-ти. 20-ти суток. 15 или 20 дней – зависит от конкретных обстоятельств жизни пчелосемьи: если острой потребности в лётных пчёлах нет, то этот срок дольше, а если появляется сильный взяток или по каким-то причинам не хватает лётных работниц, то внутриульевые молодые особи начинают работать в поле раньше. Количество внутриульевых пчёл обычно составляет до 40% от общей численности средней пчелиной семьи.
После передачи нектара лётная пчела снова летит к медоносам, а внутриульевые передают принятый нектар друг-другу несколько раз, совершая тщательную его обработку ферментами своих желез. Ферменты вступают в реакцию с веществами нектара и химически изменяют его. Это необходимо, чтобы мёд был легкоперевариваемым и хорошо усваивался в организме пчёл.
Не будем забывать, что мёд – постоянный продукт питания пчёл, который они также запасают впрок на безвзяточный период и для зимовки. В зимнее время, когда у пчёл нет возможности регулярно испражняться, очень важно, чтобы корм легко, без лишних усилий переваривался и усваивался, образуя минимальное количество экскрементов и обеспечивая максимальное количество питательных веществ и энергии пчелиному клубу.
Максимальное накопление экскрементов в прямой кишке пчелы не должно превышать 46 – 47% массы насекомого, иначе это вызывает понос, который обычно приводит к ослаблению семьи и даже может стать причиной её гибели. Один из таких процессов преобразования свежего нектара в легкоусваиваемый мёд проходит под влиянием инвертазы, вырабатываемой глоточными железами молодых (до тридцатидневного возраста) пчёл.
Фермент инвертаза начинает работать ещё в зобике пчёл-сборщиц. Вступая в реакцию со сложными сахарами, содержащимися в нектаре, он расщепляет их до простых соединений: на глюкозу и фруктозу. Процесс инвертирования сахарозы не быстрый, и обычно при температуре +34. 35°С он занимает до двух недель. За это время содержание сахарозы с 10% снижается до 0,9 – 1%.
Кстати, скорость кристаллизации мёда зависит от пропорции производных сахарозы (фруктозы и глюкозы), содержащихся в нём. Чем больше доля фруктозы, тем дольше мёд остаётся жидким. Это соотношение зависит от многих факторов, одними из наиболее влиятельных среди которых являются: вид нектарообразующего растения, погода и состояние пчелиной семьи во время медосбора, количество пыльцы в продукте.
Но мёд должен быть не только легко перевариваемым и высокопитательным. Не менее важным критерием для него является полная сохранность и устойчивость к порче в течение достаточно продолжительного времени, независимо от условий его хранения. Для решения этой задачи пчёлы придают своему основному продукту кислую реакцию. Уровень его рН имеет 4 или 5 единиц, благодаря чему у дрожжей и гнилостных микроорганизмов нет возможности развиваться в продукте.
Такой результат достигается следующим образом: внутриульевые пчёлы обрабатывают нектар не только инвертазой, но и другими веществами, среди которых есть секрет глоточной железы – фермент глюкозооксидаза. Этот фермент в результате биохимического процесса превращает глюкозу в глюконовую кислоту с одновременным выделением ядовитого для пчёл пероксида водорода.
В зобике пчёл всех возрастов всегда присутствует каталаза – фермент, который вырабатывает их грудная железа. С её помощью происходит нейтрализация образовавшегося пероксида водорода. По мере повышения уровня кислотности нектара активность глюкозооксидазы снижается, а после достижения нужного уровня кислотности в перерабатываемом нектаре реакция образования глюконовой кислоты останавливается совсем.
После того как нектар достаточно обработан ферментами, и биохимические процессы в нём запущены, внутриульевые пчёлы складывают созревающий нектар в ячейки и усиленно вентилируют пространство вокруг них. В этот период пасека начинает сильно пахнуть мёдом! Для увеличения площади, занимаемой нектаром, ячейки заполняются не доверху, а на треть или до половины их объёма. Делается это с целью улучшения процесса испарения из нектара лишней влаги.
Свежий нектар, принесённый пчёлами-сборщицами, имеет влажность 50 – 80%. При таком содержании воды он не сможет долго храниться, поэтому пчёлы доводят уровень влаги в нём до 21% и переносят в верхнюю часть гнезда, где запечатывают восковыми крышечками. В некоторых случаях влажность мёда допускается и выше. Например, вересковый мёд пчёлы запечатывают при влажности 23 – 26%. Процесс дозревания мёда продолжается и после этого, но не так интенсивно. Правильно созревший мёд в запечатанном виде дольше не кристаллизуется и может храниться без потери своих свойств годами.
Вот такую технологию уже 40 миллионов лет применяют пчёлы для создания своего вкусного и полезного продукта. Надеюсь, информация была для вас интересной.
Если в ходе ознакомления с данным материалом у вас возникли вопросы, их можно задать на нашем форуме.